В один из зимних дней 2005 года в
центральном офисе Профессионального футбольного клуба (ПФК) ЦСКА
появился кандидат на место в нападении команды. |
Президент и совладелец ЦСКА Евгений Гинер
фото Итар-ТАСС
|
На острого форварда он
совсем не походил — по коридорам на костылях ковылял худощавый,
нескладный нападающий из Бразилии Жуан Алвес ди Ассис Силва, или просто
Жо. «Все были поражены: зачем мы покупаем почти инвалида», — с усмешкой
вспоминает генеральный директор ПФК ЦСКА Роман Бабаев.
Именно он приложил максимум усилий, чтобы перспективный, но
травмированный нападающий бразильского Сorinthians как можно быстрее
оказался в Москве. Администрация ЦСКА в кратчайшие сроки организовала
футболисту российскую визу, получила справки о состоянии его здоровья и
уговорила его и агента прилететь в Россию. Спустя несколько дней Жо
подписал с ЦСКА контракт. Его прежний клуб Сorinthians получил за
футболиста около $7 млн. Через два с половиной года бразилец, набравший в
России отличную форму, отправился играть в Manchester City, английский
клуб заплатил за Жо около $38 млн (из них более $30 млн досталось ЦСКА).
Это один из рекордов на российском трансферном рынке.
Сегодня ЦСКА — единственный футбольный клуб в России, который при
доходах $75 млн имеет бездефицитный бюджет. Купи дешево — продай дорого,
этим нехитрым правилом руководствуется на рынке футболистов президент и
совладелец ЦСКА Евгений Гинер. Здесь ПФК ЦСКА — абсолютный чемпион: за
последние пять лет только продажа таких игроков, как Жо, Юрий Жирков,
Иржи Ярошик и Милош Красич, принесла клубу более $80 млн и окупила все
трансферные расходы. Разница между доходами и расходами по трансферам
могла быть еще большей, продай ЦСКА нападающего Вагнера Лава немецкому
Stuttgart за €20 млн.
До прихода Гинера в ЦСКА в 2001 году это была с трудом держащаяся
на плаву, средняя по спортивным результатам команда с теневыми
владельцами. «Гинер взял не самую успешную команду и выстроил из нее
настоящий, профессиональный клуб», — оценивает достижения
экс-работодателя бывший главный тренер ЦСКА Валерий Газзаев, а сейчас
президент ФК «Алания». Как Гинеру удалось достичь результатов, о которых
конкурентам приходится только мечтать?
Предприниматель начал с кадров. В команду пришел новый тренер
Газзаев, при котором ЦСКА трижды выиграл российский чемпионат и впервые в
советской и российской истории завоевал кубок УЕФА. Спортивным
директором ЦСКА стал бывший главный тренер олимпийской сборной СССР
Владимир Сальков, а в селекционную службу перешел один из ведущих на тот
момент футбольных агентов Виктор Панченко. Кроме того, клуб дает
карт-бланш молодым амбициозным сотрудникам: например, Роман Бабаев стал
гендиректором ЦСКА в 29 лет.
Затем бизнесмен, пользуясь личными связями, навел порядок с
финансами. В 2004 году ЦСКА заключил трехлетний спонсорский контракт с
«Сибнефтью», принадлежавшей Роману Абрамовичу. Полученные $54 млн
сделали футбольную команду самой богатой в России на тот момент. «Это
был не рыночный контракт, окрашенный дружбой двух предпринимателей», —
вспоминает Сергей Капков, один из ключевых сотрудников Абрамовича,
председатель правления фонда «Национальная академия футбола» (на деньги
Абрамовича финансирует развитие этого вида спорта в стране). Сам Гинер говорит, что ему трудно оценить характер контракта: «Моя дружба с Романом Аркадьевичем, наверное, могла повлиять на сумму».
Но главное в футбольном бизнесе не деньги, а люди. Возьмем ФК
«Спартак», пожалуй, самый популярный клуб в стране. С 2004 года команда
принадлежит совладельцу «Лукойла», миллиардеру Леониду Федуну, и все это
время ни разу не была чемпионом и не блистала в еврокубках.
«Селекционная политика — это не математика и даже не экономика в
чистом виде. Фактор риска здесь гораздо выше, чем в обычном бизнесе», —
говорит Роман Бабаев. Как устроена селекция игроков в ЦСКА?
«Все время мы имеем список из 30 футболистов на приобретение, на
каждую из позиций по три игрока», — смачно выпустив сигарный дым, рассказывает в интервью Forbes
Евгений Гинер. За первые два года после прихода в ПФК ЦСКА бизнесмен
поменял более 80% игроков команды. Нанятый Гинером Газзаев, например,
привел в команду подающих надежды братьев Березуцких (сейчас игроки
сборной России) и ныне лучшего российского голкипера Игоря Акинфеева
(капитан ЦСКА и вратарь сборной России). В 2004 году в ЦСКА появился
молчаливый полузащитник тамбовского «Спартака» Юрий Жирков,
незадолго до этого не прошедший смотрины в московском «Спартаке» —
футболисту не предложили даже попробовать себя в дубле. Гинер купил
Жиркова за $400 000, а в 2009 году продал его в Chelsea Романа
Абрамовича в 70 раз дороже — за почти $30 млн.
Но главное, ЦСКА стал своеобразной перевалочной базой в ведущие
европейские лиги для футбольных самородков из развивающихся стран. Их
селекционеры клуба отыскивают виртуозно. Достаточно отметить, что
четверо завербованных скаутами Гинера бразильцев впоследствии были
приглашены в национальную сборную. «Я месяцами не вылезал из
командировок в Латинскую Америку», — вспоминает один из бывших скаутов
клуба. Он отбирал игроков в возрасте до 23 лет, как правило, на позиции
атакующих. Искал футболистов с перспективой быть перепроданными через
три-четыре сезона в богатые европейские клубы. Бразильский футбол живет
почти исключительно за счет международных трансферов игроков. В год из
страны в поисках лучшей доли уезжает около 1000 футболистов.
Но найти игрока — еще полдела. Куда важнее договориться с
многочисленными представителями, заявляющими свои права на футболиста.
Это клубы и футбольные агенты, которые часто становятся для игроков из
фавел Рио-де-Жанейро и других бразильских городов вторыми родителями.
Они дают талантливым мальчикам деньги на карманные расходы, покупают
экипировку, пристраивают в футбольные школы и т. д. — ведут по жизни,
надеясь получить достойное вознаграждение за многолетнюю работу.
При этом менеджеры ЦСКА стараются все делать самостоятельно,
футбольных агентов они терпеть не могут. Впрочем, по словам Бабаева, в
сделках на заключительной стадии переговоров «всплывало еще три-пять
человек, которые как-то финансово участвовали в становлении игрока».
Это могут быть не только частные агенты или даже «местная крыша», но и
трансферные компании, претендующие на футболиста. Наиболее известные из
них — Traffic и MSI. Последней управляет бывший партнер предпринимателя
Бориса Березовского Киа Джурабчиан, который как раз участвовал в
трансфере Жо. «С бразильцами надо действовать оперативно и напрямую», —
резюмирует Бабаев. Сам он неоднократно ночевал в офисе в период
трансферных окон, чтобы при огромной разнице во времени быстро
дозвониться до руководства того или иного латиноамериканского клуба.
Правда, на заключение контракта могут повлиять и куда менее очевидные
факторы. Бразильцев по-настоящему пугает русская зима. А сделка по
покупке первого латиноамериканца в ЦСКА — Карвальо — чуть было не
сорвалась из-за ужина в ресторане. Отправившийся в 2004 году в далекую и
неизвестную в футбольном мире Россию спортсмен был шокирован
национальной кухней и буквально сбежал из ресторана в «Макдоналдс». В
селекционной политике ЦСКА были и провалы, крупнейший из них — покупка
за $10 млн атакующего полузащитника Рамона. Менеджерам клуба так и не
удалось обуздать страсть бразильца к алкоголю и развлечениям, о которой
их предупреждали при покупке. В итоге он был сдан в аренду бразильскому
клубу и вернулся домой. Но с тех пор скауты ЦСКА самым тщательным
образом составляют «психологический портрет» игрока: стараются
поговорить с его ближайшими друзьями и родственниками, изучают записи в
социальных сетях, дело может доходить даже до анализа бульварной прессы.
По словам одного из бывших сотрудников клуба, именно для того, чтобы
заманить недоверчивых и теплолюбивых бразильцев в Россию, главным
тренером ЦСКА в 2003 году на короткий срок стал португалец Артур Жорже.
Но не последнюю роль в этом сыграл и сам Евгений Гинер. Он лично
участвовал в переговорах с иностранцами. После каждой игры Гинер
обязательно заходит в раздевалку. Нередки и совместные походы игроков и
владельца команды в ресторан. А для семьи Юрия Жиркова, ютившейся в
однокомнатной квартире в Тамбове, глава ЦСКА, например, сразу же купил
новую. «Гинер — и играющий тренер, и акционер, и президент. Он этим
живет, не перепоручая никому, в отличие от того же Федуна», — отмечает
Капков.
Результат: находя супердешевых игроков, менеджмент ЦСКА умудряется
продавать их по максимальной цене. Бабаев с едва уловимой улыбкой на
лице вспоминает визит гендиректора итальянского Juventus Джузеппе
Маротта. «Он подарил мне вымпел и думал, что сделка заключена», —
вспоминает гендиректор ЦСКА. После длительных переговоров армейскому
клубу удалось поднять цену за переезд Милоша Красича в Турин почти в два
раза, до €15 млн. Если при продаже собственных игроков ЦСКА готов
торговаться до последнего, то при покупке футболистов клуб избегает
торгов. Показателен случай с аргентинским форвардом Кавенаги. На игрока
кроме ЦСКА также претендовал московский «Спартак». В итоге
«красно-белые» заполучили футболиста за $11,5 млн. «Гинер в один
прекрасный момент сказал: пусть покупают. Он умеет взять паузу», —
говорит спортивный агент Герман Ткаченко. Кстати, в итоге Кавенаги в
России демонстрировал посредственные результаты и потом был «Спартаком»
перепродан.
В последнее время главе ЦСКА приходится осваивать новые рынки.
«Бразильский рынок сильно изменился. Если раньше соотношение «цена —
качество» там было номер один, то сейчас это большой вопрос», — отмечает
Бабаев. По стопам ЦСКА пошли и другие российские клубы, конкуренция
выросла. Где теперь будет отыскивать таланты Гинер? ЦСКА
переориентировался на второстепенные европейские лиги: японец Кейсуке
Хонда приехал из Нидерландов, а ивуариец Сейду Думбия — из Швейцарии. «Я
беру деньги из бюджета клуба, а не из сейфа», — средства Гинер считать
умеет.